Facebook English Карта сайта Написать письмо
Главная
(861) 234-25-48

Создание сайтов известных компаний. Что там сложного и почему так дорого?

стоимость сайтов, для клиентов, мысли вслух eugvas  |  14.01.2009  |  13:47

Давно собирался собрать разрозненные мысли о стоимости сайтов, их имидже в одну статью. Но наткнулся на очень понятную и грамотную статью, поэтому просто привожу ее тут. Автор: Евгений Лернер.

Не обладая достаточной информацией и квалификацией, далеко не каждый может понять, что в проекте крупного заказчика может стоить дорого! Попробуем разобраться, за что платит крупный бизнес. Причем в первую очередь не с точки зрения технологий, а с точки зрения управления проектами крупных заказчиков и с точки зрения рисков разработчика.

Одна из самых любимых и обсуждаемых тем — высокие цены на создание сайтов известных компаний.

Многие специалисты отрасли: дизайнеры, программисты, верстальщики, веб-мастера, менеджеры проектов и т.д., не могут понять, за что платят «очень большие деньги», на их взгляд, крупные заказчики. Они не понимают, что в создании сайта может столько стоить. Все хотят рассказать, что они это сделали бы гораздо дешевле, а, может быть, и лучше. При этом никто из них не знает целей проекта, не читал технического задания и не знаком с постановкой задач. Они не задумываются о том, какой объем и уровень документации, коммуникаций, квалификации менеджеров требуется по таким крупным проектам. Какая ответственность и какие проблемы присущи таким заказам.

Действительно, не обладая достаточной информацией и квалификацией, далеко не каждый может понять, что в проекте крупного заказчика может стоить дорого!

Попробуем разобраться, за что платит крупный бизнес. Причем в первую очередь не с точки зрения технологий, а с точки зрения управления проектами крупных заказчиков и с точки зрения рисков разработчика.

За что переплачивает крупный бизнес, создавая свой сайт?

Первое, что сложно и дорого в проекте крупного заказчика — это получить такой заказ. Как правило, это тендер. Отбор участников тендера ведется очень серьезным образом. Любая веб-студия на такой тендер не попадет и поэтому для того, чтобы разработчику попасть на такой тендер, нужно пройти трудный и долгий путь развития своего бизнеса. Лет пять минимум, которые потребуют серьезных инвестиций в создание устойчивой, надежной, эффективной компании. А ведь эти инвестиции могут и не вернуться.

Дорого стоит наработать опыт создания сложных и крупных проектов. Создать структуру компании, способную выполнять высокие требования заказчика как по оформлению документации проекта, так и по качеству ведения бизнес-процессов проекта. Структуру, способную не только создать проект, но и качественно обеспечить его техническую поддержку и дополнительные маркетинговые услуги по развитию проекта после его создания.

Дорого стоит создать и удерживать команду специалистов, которые должны не только уметь делать сайты, но и уметь достойно вести переговоры с заказчиком, причем не только в процессе продажи услуг, но и на всех этапах создания проекта. Для этого требуются высококвалифицированные сотрудники, которые в веб-студии, ничего собой не представляющей, работать не будут. При работе с крупным заказчиком менеджеры разработчика должны удовлетворять требованиям делового и профессионального общения высочайшего уровня, потому что работать с ними будут высокообразованные и высококвалифицированные менеджеры крупной компании, в том числе топ-менеджеры. А общаться придется не только о технических вопросах, но и о бизнесе заказчика, понимание которого потребует от менеджеров разработчика дополнительных знаний и высокой обучаемости. В последние время на этапе выбора подрядчика практически все крупные компании хотят видеть на переговорах не только менеджера по продажам, но и других специалистов компании, которые будут работать над их проектом. Они внимательно смотрят на квалификацию и общий деловой уровень тех, с кем им придется работать, и это накладывает на всех сотрудников разработчика дополнительные требования.

Но самое сложное – это не выиграть тендер по такому проекту. Бывает, такой крупный заказ получают случайные компании. Но счастья такой заказ им не приносит. Потому что самое сложное в таком крупном проекте – это не выиграть тендер, а качественно сделать проект, сдать его заказчику – крупной и известной компании с очень высокими ожиданиями. При этом сделать проект так, чтобы уровень их ожиданий оправдался. Вот это действительно сложно и дорого стоит.

Часто, чтобы принять такой заказ, разработчик готов идти на любые требования заказчиков, соглашаясь на любые условия. В итоге или проект не доделывается — разругались, или доделывается, но заказчику он не нравится. Разработчик считает, что виноват заказчик, у которого были неправильные требования, заказчик во всем винит разработчика. Но в действительности виноваты обе стороны. Заказчик не сумел выбрать подрядчика, соответствующего всему комплексу своих требований, а разработчик не сумел отказаться от проекта, который ему не по зубам. Элитные сейлз-менеджеры часто говорят, что отказаться от заказа, который тебе не под силу — это высший признак мастерства. Есть такие клиенты, которых лучше отдать конкурентам.

Безусловно, проблемы в работе бывают и с мелкими заказчиками. Но при работе с крупным клиентом есть своя специфика. Самое главное, что отличает крупного клиента, помимо высоких требований к качеству коммуникаций — это многоуровневая структура принятия решений. На практике это выглядит так. Постановку задачи по какой-либо части проекта делает один менеджер, а принимать и утверждать работы будет его начальник, т.е. не тот, кто ставил задачу. При этом в самый последний момент, когда работа уже сделана, выясняется, что у этого начальника совершенно другое видение того, как это должно выглядеть и работать. Такая ситуация для крупных заказчиков типична и постоянно несет в себе риск выполнения незапланированных работ или риск потери клиента. Чтобы часто не приходилось переделывать уже выполненную работу, нужно уметь работать с такими ситуациями.

Поверьте, что создание одинаковых по функционалу и объему сайтов для мелкой и крупной компании не соизмеримы по трудоемкости. При работе с крупными и известными компаниями возникают бизнес-процессы, о которых с мелкими заказчиками даже не задумываешься.

Например, согласование и заключение договора с юридическим отделом крупного заказчика может продолжаться месяцами. Утверждение отдельных видов работ может потребовать нескольких этапов, с участием разных менеджеров в иерархической структуре заказчика. Возможно, потребуется согласование ТЗ и настройки серверов со службами безопасности заказчика. Это и многое другое сильно затягивает сроки работ и ведет как к увеличению трудоемкости, так и к росту косвенных издержек проекта.

Ожидания заказчиков сильно поменялись!

В последние время уровень ожидания крупных заказчиков сильно вырос. Им уже недостаточно создать «красивый сайт» и наполнить его официальным текстом. Им требуется, чтобы сайт стал инструментом их бизнеса и выполнял поставленные задачи. Это требует постоянной работы с сайтом, обновления информации, анализа его работы с точки зрения полезности для бизнеса, его усовершенствования по результатам этого анализа. Требуется также его маркетинговое продвижение.

Учитывая, что крупный клиент — это публичная компания с большой известностью, его мало интересует «оптимизация сайта» с покупкой ссылок. Его интересует более широкая маркетинговая работа. Все эти работы можно назвать комплексным Интернет-маркетингом. И для крупного заказчика удобней отдавать как работы по созданию сайта, так и работы по его маркетинговому развитию одному внешнему подрядчику, чтобы иметь одного ответственного за результат. И компания-разработчик должна быть готова к этим работам. При этом такая работа с крупным клиентом намного сложнее, чем работа с мелким заказчиком, так как размещение любой информации как на сайте, так и в Интернете, требует дополнительных согласований у заказчика. Уровень информационно-маркетинговой поддержки каждого крупного проекта должен расписываться досконально, включая материальную ответственность разработчика за сроки размещения информации после ее предоставления заказчиком. При этом объем работ может сильно варьироваться, и подрядчик должен быть готов в любой момент выделить дополнительные ресурсы под неожиданно возникший объем работ.

Именно поэтому в последнее время заказчиков стала интересовать не только цена создания сайтов, но и цена владения сайтом. Для них стало очень важно, кто и как будет управлять сайтом. Как и кто будет его развивать, причем развивать эффективно. И об этом они стали задумываться на этапе выбора разработчика. А это значит, что на тендере разработчик должен доказать свою эффективность еще и как фирма, умеющая реально добиваться от сайтов коммерческой отдачи. А такое умение дорого стоит. Неправильный выбор разработчика — очень высокая цена ошибки для публичной организации. Очень часто бывает, что создали сайт, запустили его, а потом начались проблемы. Что-то не работает, что-то сделали не так и масса других проблем. Для небольшой компании это проблема, но не глобальная. Можно попробовать исправить ошибки. В крайнем случаи поменять разработчика, сделать все заново, учитывая допущенные ошибки. Потери будут в деньгах и упущенном времени. А вот для публичной компании, эти потери намного больше. К ним гораздо больше внимания, а значит и выше требования по запуску их сайтов. Их потери могут стоить гораздо больше, чем сам сайт. Буквально за неделю в Интернете на разных ресурсах обсуждались проблемы трех сайтов известных организаций.

  • Новый сайт Федеральной Налоговой Службы
  • Сайт компании «Альфа-страхование»
  • И самый громкий удар по имиджу — социальная сеть «Единой России», которая была запущена в день их съезда, символический старт проекту дал Председатель Высшего совета партии Борис Грызлов. На следующий день ее критиковали все, кому только не лень, и не только в Интернете, но и в центральной прессе. Сейчас в Интернете можно найти много информации на эту тему, один из примеров.

Как дорого обошлись эти ошибки? Я уверен, что владельцы этих сайтов не экономили при выборе разработчиков.

Выводы

Создание сайтов — это как айсберг. Есть видимая часть (в первую очередь, дизайн), ее все и обсуждают. А есть невидимая, которая намного больше и весомее, ее мало кто может оценить. При этом именно этой «подводной частью айсберга» и отличаются сайты крупных и мелких заказчиков. Величина компании заказчика всегда накладывает свою специфику, которая сильно увеличивает себестоимость создания сайтов. А цена ошибки при выборе разработчика может быть намного выше стоимости создания сайта.

Источник: e-xecutive.ru

Комментарии

Александр 20.01.2009 | 19:56    ответить
На самом деле статья попытка оправдать неимоверно завышенные цены на сайты. Интересно а в тендерах крупного бизнеса тоже платят откаты? Сайты за 5-10 тысяч это реальность, а 30-100 тыс. это надувательство чистой воды.
eugvas 21.01.2009 | 18:13    ответить
На самом деле цены на машины в 10 тысяч долларов — это надувательство чистой воды. Машины за 2000 долларов — это реальность.

P.S. На самом деле Вы несколько не в курсе себистоимости сайтов и других работ в студиях. Вы смотрите на это с точки зрения любительского сайта, сделанного человеком-многостаночником.
Хмммм 24.01.2009 | 02:00    ответить
Трудозатраты (себестоимость) надо оптимизировать - это я к тому. что цены иногда раздуваются неоправданно . Хотя, если заказчик готов платить - пусть платит.
eugvas 26.01.2009 | 08:22    ответить
Сколько их не оптимизируй, сайт в студии не будет стоит 5-10 тысяч. Тем более крупный проект.
Александр 03.02.2009 | 13:56    ответить
Если помните, при дефолте 1998 года - машины, новые с завода, так и стоили $2000
Это их себестоимость, а вот то что их сейчас населению впаривают за $10000 согласен - это надувательство. Так и с сайтами, есть его реальная стоимость выраженная в трудозатратах, а есть раздутая стоимость = амбиции * самомнение * желание жить хорошо.
eugvas 03.02.2009 | 14:03    ответить
Я, к сожалению, не специалист по ценообразованию стоимости автомобиля. Но зато я четко знаю, сколько стоит день работы моей студии. Если Вы считаете, что профессиональный сайт может стоить 5-10 тысяч рублей, то приведите прямо здесь раскладку по себистоимости содержания студии из 5-10 человек. И расчет ее рентабельности.
Александр 17.02.2009 | 14:47    ответить
Да ребята о чем вы спорите пускай делают сайты чем дороже тем лучше набирают по больше штат и снимают офис по круче и когда начнется реальная конкуренция а она уже начинается то песенки про дорогой или дешевый сайт петь будет поздно нужно будет выживать а получится ли выжить такой компании это уже вопрос.
eugvas 17.02.2009 | 14:53    ответить
Все верно говорите. Честная конкуренция все тут же показывает. Поэтому, фирм, делающих профессиональные сайты раз-два и обчелся, а фирм однодневок, делающих сайты за еду уже не один десяток перед моими глазами проходило... Только вот где они все???

У каждой фирмы свой клиент. Одним надо дешего, другим иначе...

Комментировать

Имя *

E-mail


Комментарий *
   
Введите цифры, изображенные на картинке *


Здесь мы пишем обо всем, что касается нашей работы. Наши мысли, творческий процесс, закулисье бюро. Все материалы — это наш жизненный опыт, который не заменит для нас ни одна книга!

© 2004—2017. Рекламное бюро «Airos»
Все права защищены.
E-mail: contact@airos.ru