Вопрос сопровождения сайта встает в каждой организации, имеющий свое представительство в сети интернет.
Для того, чтобы понять всю суть возникающей проблемы, сначала углубимся немного в историю создания сайтов. Изначально сайты делали исключительно средствами языка HTML. Для редактирования таких сайтов требовались навыки программирования, знания языка разметки и само обновление занимало много времени, особенно, если сайт, который приходилось поддерживать, содержал большой объем информации.
Но сайтостроение развивалось и очень скоро на свет начали появляться системы управления сайтом, так называемые CMS. Эти программные модули могут быть как простыми, позволяющими управлять лишь одним — двумя разделами сайта, так и сложными, позволяющими проектировать новые сайты. Благодаря этому, обновление сайта стало удобнее и доступнее для обычного пользователя.
На сегодняшний день существует огромное количество систем управления сайтом, позволяющих обычному пользователю, менять не только тексты и картинки на сайте, но и заниматься так называемым оформлением текста. Пользователи научились менять цвет шрифта, его размер, вставлять разного размера картинки и добавлять другие радостные элементы дизайна.
Так это же замечательно, воскликните вы. И будете отчасти правы. Да, несомненно, такие программы явно упростили жизнь контент-менеджерам (менеджерам, занимающимся обновлением информации на сайте) и владельцам сайтов. Так почему же «отчасти»? Поясню… Сайт — это не просто красивая картинка, это не жестко заверстанный и отпечатанный каталог, где ничего нельзя изменить. Сайт — это интерактивный инструмент. И после его создания он должен жить. Обновляться, поддерживаться, работать одним словом. Дизайнеры и создатели сайта закладывают определенные законы оформления информации. Текст, заголовки, оформление списков, картинок. И хотя это все заложено в CMS, многие умудряются не следовать этим простым правилам. Управлять контентом теперь просто, но в тоже время стало легко вставить в идеальный сайт ужасную, сфотографированную телефоном, фотографию продукции, сделать под ней подпись, применив в одном предложении жирный шрифт, обычный шрифт, курсив, подчеркивание и большие буквы. И при этом еще посокрушаться, что злые программисты закрыли возможность сменить шрифт на любимый comic sans и раскрасить все это бирюзовым цветом.
Шрифт нормальный, задуманный дизайнером изначально.
Шрифт, измененный заказчиком (видимо вставленный из Word).
Да, я, конечно, несколько утрирую ситуацию, но думаю, вы понимаете, о чем я говорю. Вот такие «оформители» с легкой руки могут превратить хорошую грамотную работу дизайнера в дешевую, пестрящую всеми цветами радуги (размерами шрифтов) газетенку. А дизайн-студиям лишь остается размещать в портфолио надпись «Сайт поддерживается заказчиком».
Существует и другая возможность испортить сайт. А именно, просто забыть о нем. Я говорю о полном необновлении сайта. Эта проблема даже более распространенная, чем первая. Да, сайт создан. Все красиво нарисовано, отлажено и проверено. Сайт блестит и искрится. Но проходит время, и он начинает покрываться пылью. Новости не обновляются несколько месяцев, товар потерял свою актуальность, на почту с сайта никто не отвечает, некоторые разделы могут быть совсем пустые, либо иметь надпись «В стадии наполнения»…
Пустой раздел.
Примеры заброшенных новостных разделов.
Таких «летучих голандцев» в интернете полным полно… Ведь поддержка сайта и набивание контента, несмотря на кажущуюся простоту, очень нудное и трудоемкое дело. Особенно, если подходить к ней с умом. Собрать все фотографии, обработать их под нужный размер, где необходимо добавить резкости, оптимизировать и сохранить. Взять текст, проверить на ошибки, сделать ему красивую типографику, и, в конце концов, все это аккуратно разместить на сайте. Вот именно об это и спотыкается большинство новоиспеченных владельцев сайтов.
Существует несколько способов решения вышеуказанных проблем.
Поддержка сайта силами своей компании без привлечения нового сотрудника.
Этот способ подходит для небольших сайтов или не часто (по своей сути) обновляемых сайтов. Для этого надо выделить человека, который помимо своих прямых служебных обязанностей, будет заниматься еще и сопровождением сайта. Данный человек должен уметь пользоваться офисными компьютерными программами и иметь хороший вкус (чтобы не появилась проблема, описанная выше). Этот сотрудник должен выслушать краткий инструктаж по поддержке сайта от студии-создателя и неукоснительно следовать ему.
Поддержка сайта силами своей компании с привлечением нового сотрудника.
Этот способ подходит для поддержки больших сайтов или сайтов, требующих постоянного обновления большого количества информации (новости, постоянно обновляемы каталог продукции и т. д.). Этот способ похож на предыдущий, но для решения этой задачи вам необходимо взять в штат нового сотрудника, обеспечить его рабочим местом, компьютером и всеми другими прелестями постоянного работника. А все остальное точно также. Консультация, вменяемость, наличие вкуса, небольшой опыт работы с обработкой фотографий, усидчивость.
Поддержка сайта в сторонней компании.
Данный способ хорош как для простых сайтов, так и для достаточно сложных. Вам не надо искать человека среди своих работников или нанимать нового сотрудника. Вы просто отдаете всю работу в компанию, занимающуюся поддержкой сайтов. Большинство компаний, рекламное бюро «Airos» в том числе, оказывает такие услуги. Данный способ хорош тем, что вы не тратитесь на рабочее место сотрудника, не отвлекаете ваших работников от их прямых обязанностей. А сайт оказывается в руках профессионалов, которые знают, как правильно обработать текст, сверстать красивую таблицу, обработать фотографии, красиво вырезать товар и наложить его на другой фон. И все это будет стоить меньше, чем постоянный сотрудник в штате.
К слову сказать, поддержка сайта не ограничивается только обновлением контента. В нее может входить что угодно. Отрисовка баннеров, написание текстов, оформление сайта под различные праздники (мы, например, оформляли сайты на новый год), и многое другое. К сожалению, многие заказчики еще не понимают всех проблем, связанных с поддержкой сайтов. Однако замечу, что ситуация на рынке постепенно меняется. Люди, заказывающие сайты у нас, все чаще заказывают и дальнейшую поддержку сайта, понимая, что этим они выигрывают и время и деньги, получая действительно качественный продукт на протяжении всего срока существования сайта. |