Facebook English Карта сайта Написать письмо
Главная
(861) 234-25-48

Заказчик и разработчик сайта: есть контакт!

стоимость сайтов, для клиентов, мысли вслух eugvas  |  03.06.2009  |  09:52

Опять произошла похожая ситуация, когда хочешь донести свои мысли через статью, но с утра, за чашечкой кофе, находишь у других людей похожие мысли. Это приятно. С одной стороны ты понимаешь, что далеко не одинок и твои мысли правильные, с другой стороны — уже не надо писать ничего, все написано, причем понятно и простым языком, как и хотел написать сам. Я не любитель изобретать велосипед, поэтому привожу тут статью Светланы Круцких целиком и полностью.

Что мы знаем о создании сайтов? Это сложный процесс, в котором заказчик и исполнитель пытаются достигнуть компромисса в экономическо-творческом союзе. Сначала участники совместными усилиями налаживают канал связи, а затем транслируют по нему взаимные пожелания. Где-то посередине рождается результат. Как работать с каналом связи, чтобы не возникало помех в эфире и чтобы результат оправдывал ожидания обеих сторон? Обучение на чужих ошибках — лучший способ избежать собственных. В этой статье мы рассмотрим самые сложные моменты общения между заказчиком и исполнителем, осветим «точки максимального напряжения» в общении и расскажем, как их обойти.

Недешевое удовольствие

Часто во время обсуждения стоимости проекта заказчик прибегает к различным аргументам, пытаясь снизить цену. Самым неприятным моментом для разработчика становится высказывание: «На фрилансе я могу заказать то же самое, но гораздо дешевле».

Такое утверждение приводит разработчиков в недоумение. Ведь при первом обращении в веб-студию вам назвали среднюю стоимость создания сайта. И если вы продолжили переговоры — значит, посчитали эту цену приемлемой. Согласитесь, странно будет зайти в салон Tiffany и заявить консультанту: «А почему такие цены? В палатке с бижутерией то же самое стоит в сто раз дешевле!» Или прийти в элитное ателье и попросить сшить что-нибудь простенькое, как у фабрики «Большевичка». Или обратиться в дорогой салон красоты и попросить подстричь «на сто рублей». Представьте себя на месте консультанта, портного или стилиста — и вы поймете, что испытывает студия, сталкиваясь с таким подходом. Разумеется, в палатке с бижутерией дешевле, кто-то не видит ничего предосудительного в костюмах от «Большевички», стрижка — не главное в человеке, а фрилансеру можно заказать сайт бесплатно. Тут заказчику необходимо решить, что ему нужно — красота и качество или низкая цена? Здравый смысл вообще и опыт в частности подсказывают, что эти понятия не могут сочетаться. Уважающие себя разработчики вряд ли согласятся рискнуть репутацией и пойти на создание продукта худшего качества, с тем чтобы уменьшить его стоимость. Большинство из них в последнее время активно осваивает технологию «Нет». То есть, если в процессе переговоров становится ясно, что клиенту не нужен сайт уровня, на котором работает студия, разработчики, скорее всего, откажутся от заказа, пусть даже им это будет невыгодно с финансовой точки зрения. Подобное умение дорогого стоит, и, в конечном счете, это оказывается выгодным для обеих сторон.

Что касается заказа у фрилансеров — тут есть свои плюсы и минусы. Вкратце, плюсы: с фрилансерами действительно можно существенно сэкономить, есть широкий выбор исполнителей, можно получить бесплатный предварительный вариант, устроив тендер. Минусов может оказаться гораздо больше. Во-первых, фриланс — это почти всегда полное отсутствие каких-либо гарантий. Исполнитель может исчезнуть без предупреждения, не выдержать сроки, подойти к вопросу с полным отсутствием творческой инициативы. И все это грозит тем, что результат, в лучшем случае, окажется сомнительного качества. В худшем — вы просто потратите время впустую.

Flash и/или Html?

Достаточно распространенный случай — когда заказчик хочет сделать две версии сайта, html и flash. Изначально эта сравнительно молодая тенденция зародилась из желания руководителей четко следовать модному тренду. Буквально несколько лет назад flash-сайт считался элементом престижа, хотя никаких маркетинговых обоснований этому не было. Наоборот, пропускная способность интернет-каналов была слишком мала для тяжелой flash-версии, рабочим сайтом оставался html. Сейчас ситуация существенно изменилась. Скорость передачи данных и пропускная способность каналов возросла в разы. Все это позволило flash-сайтам занять лидирующую позицию в построении бренда за счет эмоционального воздействия, которое он способен оказывать на потенциальных клиентов.

Но, тем не менее, создание двух версий сайта далеко не всегда оправданно. Заказчику, прежде чем гнаться за модой, нужно четко определить цели, которые преследует будущий сайт. Будут ли клиенты посещать flash-версию? Нужно ли в таком случае html-зеркало? Нужно помнить, что у flash- и html-версии разная направленность: flash ориентирован на эмоциональную подачу, а html — исключительно на донесение информации. Правильный выбор в этой ситуации позволит сэкономить разработчикам — время, заказчику — деньги.

Распределение трудовых фронтов

Попытка заказчика диктовать дизайнерам, что и как рисовать, — случай нередкий. Подразумевается, что клиент по умолчанию лучше знает, что ему нужно, и его основная задача — проконтролировать, чтобы дизайнер не испортил идеальную картину. Эта ситуация выглядит странно хотя бы потому, что качественный сайт стоит недешево. Имеет ли смысл заказчику платить деньги, чтобы иметь возможность самому подвигать фигурки в «фотошопе»? Цивилизованное решение таково: клиент ставит задачу, а все нюансы ее выполнения — на плечах дизайн-студии. К тому же, практика неоднократно показывала, что рисовать под конкретного человека — идея заведомо проигрышная. В результате на свет появляются полные субъективизма работы, которые вряд ли станут украшением студийного портфолио. В этом случае заказчика и исполнителя можно сравнить с пассажиром и водителем такси. От пассажира требуется точно назвать адрес, а за доставку по месту назначения отвечает водитель. И вряд ли попытки помочь крутить руль или нажимать на педали закончатся благополучно. Студиям, взявшим на борт таких «пассажиров», можно посоветовать сразу четко оговорить права и обязанности сторон. Общественность судит просто и строго: вы — создатели, с вас и спрос.

Утром дизайн — вечером деньги

У многих заказчиков есть негативный прошлый опыт работы с веб-дизайнерами, после которого они на всякий случай не доверяют никому. И просят сделать предварительный макет бесплатно. В таких случаях большинство разработчиков мягко, но решительно отказывает. На это есть несколько причин. Во-первых, бесплатный тендер — это сомнительный способ выявить лучшего исполнителя. Психологический настрой человека, работающего бесплатно, просто не позволяет ему полностью вкладываться в работу, стремиться показать достойный результат. Во-вторых, существует экономический фактор. У каждой компании есть свои альтернативные издержки, которые нужно минимизировать, поэтому логично выбирать заказчика, который экономически и стратегически более выгоден.

Пожалуй, существует единственный обоснованный случай для проведения бесплатного тендера — когда перед студией стоит стратегическая задача по привлечению определенного бренда и получению от него последующего заказа. Но даже в этом случае разработчику стоит дважды подумать: покроет ли предполагаемый заказ потраченное на создание концепции время?

Красота против простоты

О том, что простота не всегда идет на пользу качеству, мы уже говорили в первом пункте. Факт остается фактом: попытки снизить цену за счет упрощения задачи ни к чему хорошему не приводят. Принимая подобные просьбы, веб-студия соглашается на падение качества, впустую потраченное время и собственную подмоченную репутацию. В конце концов, любая дизайн-студия — коммерческая организация, цель которой — получение прибыли, и к благотворительности она имеет весьма опосредованное отношение. Подобные «одолжения» клиенту рано или поздно приводят к потерям престижа и качества. А там и до финансовых лишений рукой подать.

К счастью и для заказчиков, и для разработчиков, описанные случаи остаются в меньшинстве. Современные заказчики сайтов — люди вполне компетентные в вопросах бизнеса, хорошо знающие цену настоящему качеству. А разработчики, со своей стороны, всегда открыты для конструктивного диалога, консультирования и выстраивания долгосрочных отношений.

 Источник: e-xecutive.ru

Комментарии

Вофчег 03.06.2009 | 11:57    ответить
А что нужно предпринять, чтоб концепции не менялись в ходе работы?:))
тема не раскрыта:)
eugvas 03.06.2009 | 12:01    ответить
Более тщательно выявлять потребности. И документировать, подписывать и скреплять кровью :)
Стас 03.06.2009 | 18:45    ответить
На самом деле в данном бизнесе та пресловутая бюрократия которую мы так боимся является гарантом финансовой безопасности этого бизнеса... как это не печально...
Приятно =)
eugvas 18.06.2009 | 11:23    ответить
Хорошая статья, спасибо :)
eugvas 18.06.2009 | 11:24    ответить
Пирогову привет :)
shinkareff 01.04.2010 | 23:40    ответить
Хорошая статья, только к реалиям не имеющая отношения. Увы.

Комментировать

Имя *

E-mail


Комментарий *
   
Введите цифры, изображенные на картинке *


Здесь мы пишем обо всем, что касается нашей работы. Наши мысли, творческий процесс, закулисье бюро. Все материалы — это наш жизненный опыт, который не заменит для нас ни одна книга!

© 2004—2017. Рекламное бюро «Airos»
Все права защищены.
E-mail: contact@airos.ru